Аттестация

Аттестация — это комплексная оценка уровня квалификации, пе­дагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогических работников учреждений образования. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалифи­кационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации.

Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их:

— профессионального уровня,

— деловых и личных качеств,

— результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений и навыков, всестороннему развитию воспитанников при реализации содержания образовательных программ дошкольного, специального образования детей, программ воспитания, осуществлению научно — методического обеспечения.

 

Основные принципы аттестации педагогических работников:

— коллегиальность,

— системность,

— целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.

Состав аттестационной комиссии:

1 – руководитель или по его решению другое уполномоченное лицо;

1 – представитель профсоюзного комитета;

не менее 5 избранных членов из числа педагогических работников путем тайного голосования.

Не могут входить педагоги, которые будут проходить аттестацию, подлежат обязательной аттестации в период полномочий аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии определяется приказом руководителя и до 1 октября доводится до сведения педагогических работников.

 

Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты приказа о ее создании.

Аттестационная комиссия выбирает из числа членов комиссии:

— председателя,

— заместителя председателя,

— секретаря.

Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который может подать заявление в течение текущего учебного года в соответствующую аттестационную комиссию.

Обязательные условия допуска педагогического работника к прохождению аттестации (п.18 Инструкции):

1. Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС (определяется по диплому об образовании);

2. Наличие стажа работы в соответствии с требованиями п.19 Инструкции (определяется по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству));

Обязательная аттестация на подтверждение квалификационных категорий проводится по инициативе руководителя организации (в данном случае заявление от аттестуемого не требуется).

Основание для аттестации на подтверждение квалификационной категории — приказ руководителя.

Аттестационное собеседование проводится для всех педагогических работников, в т.ч. освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с п.30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории в соответствии с п.п.20,20-1 Инструкции.

Аттестационное собеседование — беседа с аттестуемым с целью выяснения его ин­тересов и уровня общей подготовки. Собеседование также форма пе­дагогической экспертизы, специальная беседа по актуальным вопро­сам современного образования, сложным или спорным проблемам по изучаемому предмету, устраиваемая с целью выяснения интере­сов, общей подготовки аттестуемого в соответствии с квалификаци­онными требованиями.

Сценарий аттестационного собеседования может быть следующий:

1. Заслушивание характеристики аттестуемого.

2. Заслушивание аттестуемого (самооценка, перспективы про­фессионального роста, пути совершенствования педагогической дея­тельности).

3. Заслушивание членов аттестационной комиссии с оценкой пе­дагогической деятельности аттестуемого и вопросами к нему.

4. Обсуждение аттестационных материалов.

5. Внесение предложений по итогам аттестации.

6. Вынесение решения по итогам аттестации.

Следует подчеркнуть, что при принятии решения особое внима­ние уделяется эффективности педагогической деятельности, резуль­татам труда, профессионально значимым личностным качествам ат­тестуемого.

Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогических работников

ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 22 жнiўня 2012 г. N 101 АБ ЗАЦВЯРДЖЭННI IНСТРУКЦЫI АБ ПАРАДКУ ПРАВЯДЗЕННЯ АТЭСТАЦЫI ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ СIСТЭМЫ АДУКАЦЫI (АКРАМЯ ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ З ЛIКУ ПРАФЕСАРСКА-ВЫКЛАДЧЫЦКАГА СКЛАДУ) (в ред. постановлений Минобразования от 26.03.2014 N 20, от 26.11.2014 N 163, от 20.11.2015 N 131, от 11.05.2017 N 46, от 08.05.2018 N 37, от 01.08.2022 N 216)

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.06.2020 № 66 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов» (в ред. от 30.12.2019 №938)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (ред. от 07.07.2020 № 185) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 г. № 4 (ред. от 17.10.2019 № 193) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях»

свернуть

Методическое обеспечение процесса аттестации педагогических работников

Квалификационный экзамен

Квалификационный экзамен (аттестация педагогических работников)

Информация о проведении квалификационных экзаменов при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории

 

В соответствии с пунктом 34 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 № 46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101» в государственном учреждении дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» будут проводиться экзамены при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории по следующим направлениям педагогической деятельности (категориям педагогических кадров):

общественно-гуманитарное направление педагогической деятельности (белорусский язык и литература, русский язык и литература, английский, французский, немецкий языки, история, обществоведение);

естественно-математическое направление педагогической деятельности (информатика, математика, физика и астрономия, биология, химия, география, ”Человек и мир”);

художественно-эстетическое и трудовое направление педагогической деятельности (искусство, музыка, трудовое обучение, черчение);

направление педагогической деятельности “Педагогика детства” (дошкольное образование, I ступень общего среднего образования);

направление педагогической  деятельности  “Воспитательная работа” (воспитатель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования);

направление педагогической деятельности “Психология и социально-педагогическая работа” (педагог-психолог, педагог социальный).

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

  1. Направление на сдачу квалификационного экзамена в установленной форме (скачать).
  2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (CD-диск).

Вышеперечисленные документы предоставляются в Витебский областной институт развития образования (каб. №308).

О причинах, по которым педагог не сможет принять участие в квалификационном экзамене, следует сообщать заранее (за неделю до предполагаемой сдачи квалификационного экзамена) по тел. 8(0212) 66-08-64.

С программой квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории (подтверждение высшей квалификационной категории) можно ознакомиться на официальных Интернет-ресурсах следующих учреждений образования:

ГУО «Академия последипломного образования» http://www.academy.edu.by//

http://www.academy.edu.by/files/kval%20ikzamen%202017/protsedura%20kval%20ikz.pdf

свернуть

Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен

Практическое руководство «Аттестация педагогических работников в учреждении образования»

Методические рекомендации «Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов»