Советы учителя дефектолога

2 апреля-Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни.

С целью привлечения внимания к проблемам людей с аутизмом мы подготовили для вас несколько видеороликов.

Аутизм. Принимать и понимать

Мифы об аутизме. Апрель — месяц распространения информации

свернуть

Что такое аутизм?

“Аутичность” - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введённый швейцарским психиатром и психологом Э.Блейлером – обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.
развернуть

Что такое аутизм? 

Консультация для родителей

 

 

Составила учитель-деффектолог

Никитина Жанна Ленидовна

 

“Аутичность” - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введённый швейцарским психиатром и психологом Э.Блейлером – обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникации, воображение, эмоциональная сфера.

В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития. Однако следует заметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, памяти, внимания, речи.

В качестве основания классификации, вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и способы защиты от него выделяют 4 основных формы проявления аутизма:

Первая – полная отрешённость от происходящего – это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешённости от происходящего вокруг. Эти дети полностью отказываются от активных контактов с внешним миром, они не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение, они не используют речь, мимику и жесты.

Вторая – активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жестокого жизненного стереотипа. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов, они могут пользоваться речью, но их речевое развитие специфично: они усваивают речевые штампы, жёстко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль речи.

Третье – захваченность аутистическими интересами – дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы других, поглощённость одними и теми же занятиями и интересами. Это очень “Речевые” дети, они обладают большим словарным запасом, однако говорят сложными книжными фразами, их речь производит неестественное взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одарённость, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринимать одновременно несколько смысловых линий происходящего.

Четвёртое – это чрезвычайная трудность организации обучения и взаимодействия –центральная проблема детей этой группы – недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и арамматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее лёгкий вариант аутизма.

В повседневной практике, в детском саду или школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные акустические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4.5 чаще, чем у девочек. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего возраста.

 

Портрет аутичного ребёнка

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребёнка. У аутичных детей нарушается “Комплекс оживления”, характерный для нормально развивающихся младенцев. Такой ребёнок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников начинает узнавать мать. Но, даже узнав её, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на её уход. Для него характерен отсутствующий взгляд, неподвижный взгляд “мимо”, сквозь человека, он не откликается на своё имя.

Внимание аутичного ребёнка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако так же неожиданно ребёнок может панически испугаться любого предмета: собственных пальчиков, портрета на стене. У такого ребёнка часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.

В более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешёнными, безразличными к окружающим. Зачастую они избегают прямого взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая игру в уединении. Причём они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать один и тот же рисунок.

Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребёнок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону, или бесконечно включать или выключать свет. Иногда он подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой ударяет по мячу, в течении всего урока открывает и закрывает тетрадь.

Аутичные дети любят придерживаться определённых ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает “уход в себя” или вспышка агрессии, выражающаяся в жёстком обращении с близкими, со сверстниками, животными. Причём находящиеся рядом взрослые не понимают причин “взрыва” ребёнка. Они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значение “пустякам”, которые так важны для аутичного ребёнка. Подобная реакция может возникнуть на новую одежду, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, на гул пылесоса.

Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (несвязанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними.

Иногда таким детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Аутисты могут быть порционально одарёнными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В любимом многими американском кинофильме “Человек дождя” актёр Дастин Хоффман мастерски изобразил аутиста Раймона, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино.

Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (Хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличии от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения.

Если особых отклонений в развитии речи нет, ребёнок всё равно не использует её в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (Если она сформирована) присутствуют эхолалия (бессмысленное необдуманное повторение услышанных фраз).

Если аутичный ребёнок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение “Я”. Они как правило говорят о себе во втором или третьем лице, как это делают окружающие по отношению к нему. Кроме того, их речи характерная фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в исключительной одарённости своего ребёнка.

Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращённые к ним; часто они их даже не слышат. У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударение в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимость этого.

Не воспринимая своего “я”, не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушениями общения испытывают и определённые трудности и при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей научаются одеваться, раздеваться. Причём многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: Ребёнок не осваивает его.

Считается, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще, и, наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведённой коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко, и развить их потенциальные способности.

 

Как помочь аутичному ребёнку

 

Работа с аутичным ребёнком – тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат. Чтобы добиться положительных результатов в работе с таким ребёнком, взрослый должен, прежде всего, проявлять гибкость. Не надо заставлять его делать запланированное вами, лучше следовать за его интересами и стремлениями.

Коррекционная работа с любым ребёнком будет успешной, если её проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

Зная, какие лекарства и с какой целью прописаны ребёнку, педагоги и психологи вместе с родителями могут целенаправленно наблюдать за ним, сообщать врачу о положительных или отрицательных изменениях в поведении ребёнка, чтобы он при необходимости корректировал курс лечения.

Педагоги и психологи совместными усилиями добиваются общей цели: Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду, школе. Роль воспитателя или учителя в формировании навыков в общении со взрослыми и сверстниками особенно важна. Чтобы по-настоящему помочь ребёнку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадёжным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребёнка, принять его таким, какой он есть, и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру. Эта работа может продолжаться не один год. Взрослые должны научиться не отчаиваться от неминуемых неудач и разочарований, и радоваться малейшим, самым незначительным на первый взгляд успехам. Главная задача педагога – вовлечь ребёнка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Для того, чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: Развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения. В свою очередь, выбор направления будет зависеть от конкретного ребёнка, в одном случае будет необходимо в первую очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом – снизить уровень тревожности, проведя работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребёнка желание учиться, чем добиться усвоения ученого материала.

Аутичные дети видят смысл в какой-либо деятельности только тогда, когда она чётко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например, во время занятия физкультурой им непонятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребёнку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг и пройдя ещё один круг сесть на скамейку. Таким образом, ребёнок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания. Ребёнок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.

 

В настоящее время в Беларуси создана сеть специализированных центров (ЦКРОиР) по развитию способностей и реабилитации детей с аутизмом. Главной задачей таких учреждений является раннее выявление, диагностика и проведение реабилитационных и развивающих программ для детей с аутизмом.

свернуть

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в тоже время продуктивными для ребёнка? Хочется увлечь своего воспитанника, удивить, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал.
развернуть

  Предлагаемые задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Кнопочки. Ребёнок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку…). Сколько кнопочек – столько повторов.

Метроном. Ребёнок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный ритм метронома.

Песочные часы. Ребёнок проговаривает речевой материал, пока течёт песок в часах (1 или 3 минуты).

Колокольчик. Ребёнок проговаривает речевой материал с отрабатываем звуком. Учитель оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают из рук в руки шарик от пинг-понга.

Волшебная верёвочка. Ребёнок наматывает верёвочку на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт. По нарисованному лабиринту ребёнок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.

Дорожка. Дети выкладывают поочерёдно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным проговариванием двух заданных слов.

Часики. Ребёнок проговаривает слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

Бусы. Ребёнок перебирает бусинки, проговаривая речевой материал.

Тихо-громко. Ребёнок проходит дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой-тихо.

 

Подготовил:

Ж.Л.Никитина,

 учитель-дефектолог

свернуть

РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Уровень речевого развития находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребёнок, имеющий  высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. 
развернуть

   РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ  - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

  Уровень речевого развития находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребёнок, имеющий  высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

     Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить малышам  выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.

    Наверное,  все в детстве делали плетёные коврики из разноцветных бумажных полос. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.

     Для развития координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Пусть ребёнок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнёт делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет делать вся семья, то можно из различных рисунков сделать картину-аппликацию, посвящённую одной теме.

    Если пальчики ребёнка действуют неуверенно, неловко - организуйте игры с бельевыми прищепками. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани, картона. Сюжеты игр могут быть самыми  разнообразными: «ёжики», «солнышко», «ёлочка», «бабочка». Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и становятся наиболее любимыми.

   Обязательно нужно учить детей вырезать ножницами. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы ни вырезал ребёнок, всё равно получиться узор, напоминающий снежинку или звёздочку. Необходимо  постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции-аппликации.

  В настоящее время всё большую популярность приобретает оригами. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. На занятиях оригами эффективно используются сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь  механические задания заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием.

     Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков, уход за срезанными и живыми цветами, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребёнка пластиковые предметы, собирание разрезных картинок, разбор круп.

      Для детей старшего дошкольного возраста желательно использовать всевозможные упражнения с элементами письма, такие как штриховка в разных направлениях, обводки, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи, графические диктанты.

   Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображённых предметов, равномерно нанося нужный цвет.

    Если ребёнок не испытывает интереса, занятие лучше отложить или заменить другим. Не перегружайте ребёнка, не стремитесь дать ему всё сразу! Много - не значит хорошо! Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость.

Всё зависит от вашей фантазии! У вас всё получится!

Подготовил:

Ж.Л.Никитина,

 учитель-дефектолог

свернуть

Речевые нарушения и причины их возникновения

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Сложное (многоуровневое) строение речи и речевой деятельности обуславливается разнообразие нарушений. А они, являясь нарушением прежде всего социальной функции, ограничивают возможности адаптации ребенка, отражаются на его общем развитии, на формировании психической деятельности, ухудшают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения.
развернуть

                                             Речевые  нарушения и причины их возникновения

    Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты.

     Развитие речи ребёнка начинается с 3-х месячного возраста, с периода гуления. Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая грамматически и фонетически правильная речь взрослых.

     К 3 годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к 4-5 годам у ребёнка коррегируются спонтанно физиологические нарушения звукопроизношения. К 6 годам ребёнок правильно произносит правильно все звуки родного языка, имеет достаточный по объёму словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.

     Овладение правильным звукопроизношением является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз.

     В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А,О,Э и согласные П,Б,М. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляционно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И,Ы,У и согласные Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й. Более сложные по артикуляции звуки С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют, или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление называется возрастным косноязычием.

    Сложное (многоуровневое) строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие нарушений. А, они, являясь нарушением, прежде всего социальной функции, ограничивают возможности адаптации ребёнка, отражаются на его общем развитии, на формировании психической деятельности, ухудшают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения.

Проявления речевых нарушений.

*Нарушения звукопроизношения

*Нарушения слоговой структуры слов

*Бедный словарный запас

*Неправильное грамматическое оформление высказывания

*Мелодико-интонационные недостатки

*Темпо-ритмическая недостаточность

*Бедность выразительных средств устной речи

*Сложности в межличностном общении

   Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении как способности говорить, так и понимать изолированно и в различных  комбинациях.

Причины  речевых нарушений

Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Они воздействуют на ребёнка – непосредственно или опосредованно – на всём протяжении его развития: в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем и старшим дошкольном возрасте. Являясь следствием самых разных причин, речевые нарушения имеют определённый механизм образования.

Органические нарушения связаны с поражением центральной  или периферической частей речевого аппарата. Причины этих нарушений (генетика, травмы, интоксикации, сосудистые заболевания) воздействуют, изменяют сам ход речевого развития. Как правило, органические нарушения закладываются внутриутробного развития, младенческом возрасте, раннем детстве. Возможно их проявление и в более поздние сроки. В зависимости от того, на что воздействует повреждающий фактор, выделяют речевые нарушения центрального и периферического характера.

Функциональные нарушения возникают в результате разных социальных причин: соматической  ослабленности, педагогической запущенности, воздействия стрессов и психических заболеваний, социальной и эмоциональной депривации (как следствие недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с близкими людьми).

Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде.

И так, оценивая отклонения в речевом развитии, важно учитывать:

-возраст ребёнка, в котором проявилось отклонения;

-причины  непосредственно его вызвавшие;

-наличие предрасполагающих условий;

-комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи;

  Развитие речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно.  Наиболее интенсивное формирование её звеньев происходит в определённые возрастные сроки - критические периоды- 1-2 года, 3 года, 6-7 лет. Эти периоды характеризуются повышенной неустойчивостью нервных механизмов речевой деятельности и риском возникновения нарушений. Значит, критические периоды сами по себе выступают в роли предрасполагающих факторов, могут также сочетаться с другими неблагоприятными факторами, перечисленными выше.

   Большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля. Можно считать аксиомой следующее: комплексное воздействие даёт оптимальные результаты при устранении любого недуга.

  Что же должны знать воспитатели учреждения дошкольного образования и родители, чтобы помочь детям в овладении грамматически и лексически правильной речью?

Во-первых: больше и чаще читать детям произведения детской литературы, доступной детям и проводить беседы в виде вопросов и ответов по содержанию.

Во-вторых: уделять внимание развитию памяти, мышления, восприятия, внимания у детей, использовать для этого игры типа : «Угадай, чего не стало?», «Угадай,что прибавилось?», «Кто больше увидит предметов на картинке?» и т.д.

Развитию слухового восприятия у детей способствует усвоение звуком. Для этого используют игры «Где звонит будильник?»,  «Какие часы тикают?», «Жмурки».

Речевые диагнозы: «ОНР», «Дизартрия», «Акустико-фонематическая дислалия», «Артикуляторно-фонематическая дислалия» - это во всех случаях значительные нарушения артикуляционной моторики (медленные, неточные, неполные движения губ, языка) . Нарушения артикуляторной моторики сочетается с недостаточным развитием  общей и мелкой моторики пальцев рук.

Для развития и коррекции речи детей эффективно:

-ранняя диагностика;

-специально подобранные занятия;

-сотрудничество с родителями, дефектологами, воспитателями.

Всё это поможет детям с ОПФР в овладении красивой, грамматически правильно оформленной речью.

 

Подготовил:

Ж.Л.Никитина,

 учитель-дефектолог

 

свернуть